понедельник, 9 апреля 2012 г.

ДТП в Швеции

Эта неприятная история случилась давно - еще в самом начале 2011 года, однако я не хотел рассказывать, пока все процедуры не придут к тому или иному завершению. А для этого потребовалось без малого 15 месяцев, поэтому история несколько запоздала с выходом в свет. Однако даже у такого запоздалого поста есть две важные миссии: поблагодарить, пусть и заочно, всех кто нам помог в этой необычной ситуации, и поделиться опытом с другими автотуристами. Сразу скажу, что завершилось все достаточно успешно: кроме автомобиля ни кто не пострадал, а за пострадавший автомобиль нам удалось получить материальную компенсацию.

Часть 1. ДТП
Инцидент произошел на заправке Statoil на трассе Е4 близ шведского городка Норсхольм 9 января 2011 года. Мы возвращались после катания на горных лыжах в Альпах, в Стокгольме нас ждал паром в Турку. Было уже около полуночи и мы остановились, чтобы перекусить и выпить кофе. Автомобиль припарковали за зданием заправки, в специально отведенном и обозначенном для стоянки месте. Неизвестный грузовик с прицепом, двигаясь задним ходом, ударил наш уже стоявший с выключенным двигателем автомобиль, буквально выдавил с парковки, протащив пять метров и затолкав в сугроб, и скрылся с места ДТП.


Мы в этот момент были внутри автомобиля, но выбраться смогли не сразу, и никаких примет стремительно уезжающего грузовика в темноте рассмотреть не смогли.


Первым человеком, которому мы стали благодарны, это сотрудник заправки: он помог вызвать полицию и главное смог внятно объяснить по телефону, где конкретно случился инцидент. Прибывшая из Норчёпинга полиция была дружелюбна и максимально профессиональна.


Они опросили меня и супругу, сделали необходимые записи, замеры и фотографии. Единственное, что немного напрягало: никакого документа о происшествии они нам не выдали - оставили только почтовый адрес и телефон полиции Норчёпинга, заверив, что проблем с получением полного отчета о происшествии после окончания расследования у нас не возникнет. Еще раз убедившись, что мы не пострадали и, достав автомобиль из сугроба, сможем продолжить путь к парому, полицейские уехали. По их словам, уехали искать злополучный грузовик. Откапавшись из сугроба и заделав отверстия пакетами, мы медленно, печально и в расстроенных чувствах продолжили путь в сторону Стокгольма. А повод для огорчений был - наш любимый красный караваша пострадал достаточно серьезно: противоподкатным брусом прицепа сломало крепления правой фары, помяло правые крыло и двери, треснул бампер, кузовом прицепа выдавило стекло, отогнуло верхнюю часть передней двери от кузова, и что самое плохое помяло две правые стойки крыши. Учитывая силу удара и пройденные боком пять метров, нам очень повезло, что ходовая часть и лобовое стекло автомобиля остались целыми, хотя стекло сильно треснуло позже - видимо все же сказалась небольшая деформация правой стойки.

Часть 2. Изучаем матчасть, получаем документы
По приезду домой я сразу начал консультации и усиленное изучение нормативной базы. Как ни странно, российский союз автостраховщиков (РСА) совершенно ничем, даже элементарным советом, не смог или не захотел мне помочь. А ведь это организация, которая собирает гигантские взносы со всех российских страховых компаний и согласно международных соглашений должна представлять наши интересы за границей, как российское национальное бюро зеленой карты. А вот обращение в шведское национальное бюро зеленой карты (Trafikförsäkringsföreningen), напротив, удивило меня приятно. Дело в том, что по шведским законам собираемые со страховых компаний Швеции взносы используются в том числе и для выплат пострадавшим в нестандартных ситуациях без страховой компании-ответчика, в частности когда виновник скрылся с места ДТП и установить его не возможно. Эта информация немного обнадежила: по крайней мере формально, по законам Швеции, ремонт моей разбитой машины должен быть оплачен даже в том случае, если злополучный грузовик не найдут.
Следующим этапом было обращение в полицию Норчёпинга. Звонить с моим знанием иностранных языков было бесперспективно, поэтому я принялся искать адреса электронной почты и писать им по-английски. Ответа не последовало ни на одно из писем. По правде говоря, ответ они конечно прислали, но случилось это только спустя несколько месяцев. Тут мне очень помог консульский отдел посольства России в Швеции. Из общения с ними я понял следующие три вещи:
1. В отличие от РСА в посольстве работают профессионалы, даже в вопросах ДТП они разбираются едва ли не лучше
2. В материальных спорах, в частности претензиях по ДТП, они не могут принимать участия
3. Что касается взаимодействия с полицией Швеции, они могут оказать любую помощь, сделать запрос по своей линии и в кратчайшие сроки получить ответ
С их помощью я и получил максимально быстро полный полицейский отчет о моем ДТП с красивыми картинками, за что родному посольству остался так же очень благодарен. Из отчета я узнал, что расследование ДТП закончено, грузовик не найден, его водитель признан виновником, но личность его не установлена. Надеяться оставалось только на дополнительную защиту, которую мне, как владельцу автомобиля, невинно пострадавшего в ДТП, давали шведские законы.

Часть 3. Подаем документы, получаем деньги
Полицейский отчет о ДТП и смету за ремонт машины я отправил в шведское бюро зеленой карты. Они немного удивились тому, что я обращаюсь к ним напрямую, а не через страховую компанию и свое национальное бюро зеленой карты (в нашем случае РСА), как это обычно делают граждане цивилизованных стран, но тем не менее все документы приняли и дали положительный ответ по поводу выплаты. Оставалось эту выплату лишь получить, на что ушел почти год. Тут я конечно понимаю шведов, платить кому-то там несколько тысяч евро, да еще и из России, им не очень-то хотелось. Под разными предлогами, от части и по нашей вине тоже, перевод денег многократно откладывался. Огромную помощь в общении со шведами нам оказала знакомая - преподаватель шведского языка. Только к концу марта 2012 года нам удалось открыть правильный счет в правильном банке, уяснить все детали международных банковских переводов в форме официальных инструкций из всех банков участников, выслать всю собранную информацию шведской стороне и получить деньги. Последней и самой главной скрипкой в пьесе сыграла моя двоюродная сестра, специалист по иностранным языкам: только она смогла проявить в телефонных переговорах жесткость, достаточную для начала решительных действий со стороны шведского бюро зеленой карты. За что и ей огромное спасибо!

Комментариев нет:

Отправить комментарий